PersCom — Компьютерная Энциклопедия Компьютерная Энциклопедия

Реабилитация алкоголиков бесплатная помощь наркоманам и алкоголикам. Смотрите подробности росдистант ответы здесь.

PCI и PCI-X

Время выполнения транзакций, таймеры и буферы

Протокол PCI регламентирует время (число тактов), допустимое для различных фаз транзакций. Работа шины контролируется несколькими таймерами, не позволяющими попусту расходовать такты шины и помогающими планировать распределение полосы пропускания.

Каждое целевое устройство должно достаточно быстро отвечать на адресованную ему транзакцию. Ответ адресованного целевого устройства (сигнал DEVSEL#) должен появиться в 1–3 такте после фазы адреса, в зависимости от «проворности» устройства: 1 такт — быстрое (Fast), 2 — среднее (Medium), 3 — медленное (Slow) декодирование. Следующий такт при отсутствии ответа отводится на перехват транзакции мостом с субтрактивным декодированием адреса. Задержка первой фазы данных (target initial latency), то есть задержка появления сигнала TRDY# относительно FRAME#, не должна превышать 16 тактов шины. Если устройство по своей природе иногда может не успевать уложиться в этот интервал, оно должно формировать сигнал STOP#, прекращая транзакцию. Это заставит ведущее устройство повторить транзакцию, и с большой вероятностью эта попытка окажется успешной. Если устройство медленное и часто не укладывается в 16 тактов, то оно должно выполнять отложенную транзакцию (Delayed Transaction, см. выше). Целевое устройство имеет инкрементный механизм слежения за длительностью циклов (Incremental Latency Mechanism), который не позволяет интервалу между соседними фазами данных в пакете (target subsequent latency) превышать 8 тактов шины. Если целевое устройство не успевает работать в таком темпе, оно обязано остановить транзакцию. Желательно, чтобы устройство сообщало о своем «неуспевании» как можно раньше, не выжидая предельных 16 или 8 тактов, — это экономит полосу пропускания шины.

Инициатор также не должен задерживать поток — допустимая задержка от начала FRAME# до сигнала IRDY# (master data latency) и между фазами данных не должна превышать 8 тактов. Целевое устройство время от времени может отвергать операцию записи в память с запросом повтора (это, к примеру, может происходить при записи в видеопамять). У инициатора есть «предел терпения» для завершения операции — таймер максимального времени исполнения (maximum complete time). Таймер имеет порог 10 мкс — 334 такта при 33 МГц или 668 тактов на 66 МГц. За это время инициатор должен иметь возможность «протолкнуть» хоть одну фазу данных. Таймер начинает отсчет с момента запроса повтора операции записи в память и сбрасывается при последующем завершении транзакции записи в память, отличном от запроса повтора. Устройства, не способные выдерживать ограничение на максимальное время исполнения записи в память, должны предоставлять драйверу возможность определять их состояние, в котором достаточно быстрая запись в память невозможна. Драйвер, естественно, должен учитывать это состояние и не «напрягать» шину и устройство бесплодными попытками записи.

Право на управление шиной (сигнал GNT#) может быть отобрано у инициатора в любой момент времени. В зависимости от исполняемой команды и состояния сигналов ведущее устройство должно либо прервать транзакцию, либо продолжать ее до запланированного завершения. Каждое ведущее устройство, способное сформировать пакет с более чем двумя фазами данных, должно иметь собственный программируемый таймер задержки (master latency timer, или просто latency timer). Этот таймер фактически задает ограничение на длину пакетной транзакции и, следовательно, на пропускную способность шины, предоставляемую этому устройству. Таймер запускается каждый раз по выставлении этим устройством сигнала FRAME# и отсчитывает такты шины до достижения значения, указанного в одноименном конфигурационном регистре. Поведение ведущего устройства после срабатывания таймера зависит от типа команды и состояния сигналов FRAME# и GNT# на момент срабатывания таймера:

  • если ведущее устройство снимает сигнал FRAME# до срабатывания таймера, транзакция завершается нормально;
  • Если сигнал GNT# снят и исполняемая команда не является записью памяти с инвалидацией, то инициатор обязан сократить транзакцию, сняв сигнал FRAME#. При этом ему позволяется завершить текущую и выполнить еще одну фазу данных;
  • если сигнал GNT# снят и исполняется запись в память с инвалидацией, то инициатор должен завершить транзакцию по концу текущей (если передается не последнее двойное слово строки) или следующей (если двойное слово — последнее) строки кэша.

Задержка арбитража (arbitration latency) определяется как число тактов от подачи инициатором запроса REQ# до получения права управления шиной GNT#. Эта задержка зависит от активности других инициаторов, быстродействия устройств (чем меньше они вводят тактов ожидания, тем лучше) и «проворности» собственно арбитра.

При конфигурировании ведущие устройства сообщают свои потребности, указывая максимально допустимую задержку предоставления доступа к шине (Max_Lat) и минимальное время, на которое им должно предоставляться управление шиной (Min_GNT). Эти потребности определяются присущим устройству темпом передачи данных и его организацией. Однако будут ли эти потребности реально удовлетворены (по ним должна определяться стратегия арбитража) — неясно. Задержка предоставления доступа определяется как время от подачи запроса REQ# до получения GNT# и перехода шины в состояние покоя (только с этого момента данное устройство может начать транзакцию). Она зависит от числа ведущих устройств на шине, их активности и назначенных им значений таймеров задержки (в их регистрах Latency Timer, где время задается в тактах шины). Чем больше значения у этих таймеров, тем большее время придется другим устройствам ожидать предоставления управления шиной при ее значительной загрузке. Одно из слагаемых задержки предоставления доступа — задержка арбитража.

Шина позволяет уменьшить мощность (ток), потребляемую устройствами, ценой увеличения числа тактов в транзакциях, применяя пошаговое переключение линий AD[31:0] и PAR, — так называемый степпинг (address/data stepping). Здесь возможны два варианта:

  • плавный шаг (continuous stepping) — начало формирования сигналов слаботочными формирователями за несколько тактов до выставления сигнала-квалификатора действительной информации (FRAME# в фазе адреса, IRDY# или TRDY# в фазе данных). За эти несколько тактов сигналы «доползут» до требуемого значения при меньшем токе потребления;
  • дискретный шаг (diskrete stepping) — нормальные формирователи срабатывают не все сразу, а группами (например, побайтно), в каждом такте по группе. При этом снижаются броски тока, поскольку одновременно переключается меньше формирователей.

Устройство само может и не пользоваться этими возможностями (см. описание бита 7 регистра команд в прошлых темах), но должно «понимать» такие циклы. Задерживая сигнал FRAME#, устройство рискует потерять право доступа к шине, если арбитр получит запрос от более приоритетного устройства. По этой причине PCI 2.3 степпинг отменен для всех транзакций, кроме обращений к конфигурационному пространству устройств (конфигурационные циклы типа 0). В этих циклах устройство может и не успеть в первом же такте транзакции распознать сигнал выборки IDSEL, который приходит с соответствующей линии ADx через резистор.

В PCI-X требования к количеству тактов ужесточились:

  • инициатор не имеет права вводить такты ожидания. В транзакциях записи инициатор выставляет на шину начальные данные (Data0) через 2 такта после фазы атрибутов; если транзакция пакетная, то следующие (Data1) — через 2 такта после ответа устройства сигналом DEVSEL#. Если целевое устройство не дает готовности (сигнала TRDY#), то инициатор должен в каждом такте чередовать данные Data0–Data1, пока целевое устройство не даст готовность (ему позволительно вводить только четное число тактов ожидания);
  • целевое устройство имеет право вводить такты ожидания только для начальной фазы данных транзакции; для последующих фаз данных ожидание недопустимо.

Для максимального использования возможностей шины устройства должны иметь буферы, чтобы накапливать в них данные для пакетных транзакций. Рекомендуется для устройств со скоростью передачи данных до 5 Мбайт/с иметь буфер, по крайней мере на 4 двойных слова. Для более высоких скоростей рекомендуется буфер на 32 двойных слова. Для обмена с системной памятью наиболее эффективны транзакции, работающие с целыми строками кэша, что тоже учитывают при определении размера буфера. Однако увеличение размера буфера может вызвать трудности при обработке ошибок, а также вести к увеличению задержек доставки данных (пока устройство не заполнит определенный объем буфера, оно не начнет передачу этих данных по шине, и их потребители будут ожидать).

В спецификации приводится пример организации карты Fast Ethernet (скорость передачи — 10 Мбайт/с), у которой для каждого направления передачи имеется 64-байтный буфер, разделенный на две половины (ping-pong buffer). Когда адаптер заполняет одну половину буфера приходящим кадром, он выводит в память накопленное содержимое другой половины, после чего половины меняются ролями. Каждая половина выводится в память за 8 фаз данных (около 0,25 мкс на частоте 33 МГц), что соответствует установке MIN_GNT = 1. При скорости прихода данных 10 Мбайт/с каждая половина заполняется за 3,2 мкс, что соответствует установке MAX_LAT = 12 (в регистрах MIN_GNT и MAX_LAT время задается в интервалах по 0,25 мкс).