Конфигурирование шины происходит автоматически при включении питания, при подключении/отключении устройств, а также по инициативе какого-либо узла. Процесс конфигурирования выполняется только с участием уровней PHY — вышестоящие компоненты могут быть отключены. Процесс состоит из трех последовательных этапов:
После этого шина переходит в состояние Arbitration, в котором она готова к выполнению асинхронных транзакций и изохронных передач. Теперь может быть выбран диспетчер шины, который должен подать команду на включение LINK-уровня всех узлов (с учетом бюджета мощности питания от шины). При отсутствии диспетчера шины эту задачу исполнит диспетчер изохронных ресурсов.
С этого момента начинается регулярная работа в плане асинхронных транзакций. Для начала изохронного вещания узлы должны получить у диспетчера изохронные ресурсы — номер канала и доступную полосу вещания. Сброс на шине кратковременно прерывает выполнение изохронных передач, но сразу по завершении самоидентификации узлов (переходу в состояние Arbitration) узлы, имевшие изохронные ресурсы до сброса, могут начинать изохронные передачи.
Весь процесс конфигурирования занимает доли секунды. На время сброса и конфигурирования передача полезного трафика останавливается, все ожидающие транзакции сбрасываются. После конфигурирования могут измениться адреса узлов. Номера изохронных каналов, вещавших до сброса, могут и сохраниться — ранее вещавшие узлы имеют приоритет при выделении изохронных ресурсов, что позволяет минимизировать потери вещания.
Изначально (по включению питания или сбросу) шина (совокупность соединенных узлов) имеет плоскую (неоформленную) структуру (рисунок а). В ходе инициализации первым делом автоматически (взаимодействием только уровней PHY) выполняется идентификация дерева (tree identification), в результате чего шина обретает форму перевернутого дерева (рисунок б). В этом дереве имеется:
И корень и ветки являются промежуточными узлами, обеспечивающими трансляцию трафика. В первоначальной (плоской) структуре все порты узлов равноправны. После идентификации дерева порты дифференцируются в зависимости от их направленности в дереве:
Родительским может быть только один из портов узла. Если на шине присутствуют только два узла, то одно из них (определяемое случайным образом) станет корнем с c-портом, другое — листом с p-портом. В процессе идентификации дерева участвуют только те порты, к которым подключены другие узлы (физический уровень способен определить состояние подключения).
Тип порта влияет только на распространение сигналов арбитража. Данные, принимаемые по одному порту, узел транслирует на все остальные порты, к которым подключены узлы-соседи, но с учетом скорости: высокоскоростные пакеты данных не транслируются на те порты, для которых установлена более низкая скорость работы. Данные, исходящие из узла, транслируются на все его порты, к которым подключены устройства и которые способны работать на скорости передачи данного пакета.
После идентификации дерева выполняется самоидентификация узлов (Self Identification), в результате которой все узлы шины получают уникальные адреса — физические идентификаторы (phy_ID). В процессе самоидентификации с помощью арбитража каждый узел последовательно получает право на передачу широковещательного пакета самоидентификации. В этом пакете содержится идентификатор узла, число его портов, их состояние и назначение, скоростные возможности устройства и некоторые другие параметры. Устройство назначает себе идентификатор само, исходя из числа ранее «услышанных» им пакетов самоидентификации от других устройств. Первое устройство, которому предоставили право на передачу, получает phy_ID = 0; последним самоидентифицируется корень — у него будет максимальное значение phy_ID (не превышающее 62). После посылки пакета самоидентификации узел обменивается со своим партнером-«родителем» сигналами, идентифицирующими максимальную скорость работы. Это позволяет непосредственным партнерам попарно согласовать свои скоростные возможности.
По информации, собранной из всех пакетов самоидентификации, любой узел может построить карту топологии сети (topology map), а на ее основе и карту достижимых скоростей обмена (speed map) между любой парой узлов. Эти карты должен строить и публиковать узел-диспетчер (менеджер) шины, предоставляя доступ к ним любым узлам. Кроме того, информация пакетов самоидентификации используется для управления питанием от шины и оптимизации трафика.
Стандарт для высокопроизводительной последовательной шины (High Performance Serial Bus), получивший официальное название IEEE 1394, был принят в 1995 году. Стандарт основан на шине FireWire, используемой фирмой Apple Computer еще с 1986 года в качестве дешевой альтернативы SCSI в своих компьютерах. Название FireWire («огненный провод») теперь применяется и к реализациям IEEE 1394, оно сосуществует с кратким обозначением: «1394». Другое название того же интерфейса — iLink, а иногда и Digital Link — используется фирмой Sony применительно к устройствам бытовой электроники. MultiMedia Connection — имя, используемое в логотипе 1394 High Performance Serial Bus Trade Association (1394TA).
К устройствам с интерфейсом IEEE 1394 относится большое количество спецификаций, описывающих не только собственно интерфейс последовательной шины, но и использование этой шины для транспортировки прикладных данных разного назначения, наборы команд и форматы данных. Основной источник информации по технологии, стандартам и продуктам — сайт ассоциации High Performance Serial Bus Trade Association (http://www.1394ta.org). Спецификация IEEE 1394 официально доступна через http://www.ieee.org (платно).
Документ IEEE 1394-1995 Standard for a High Performance Serial Bus определяет архитектуру шины, основанную на трехуровневой модели, и протоколы, обеспечивающие автоматическое конфигурирование, арбитраж и передачу изохронного и асинхронного трафика. В стандарте определены три возможные скорости передачи сигналов по кабелям: 98,304, 196,608 и 393,216 Мбит/с, которые округляют до 100, 200 и 400 Мбит/с и обозначаются как S100, S200 и S400 соответственно. Стандартизованы кабель и 6-контактный разъем, позволяющий передавать сигналы и питание.
В дополнении IEEE 1394a-2000 IEEE Standard for a High Performance Serial bus (Supplement) введен ряд усовершенствований:
Новых скоростей в этом стандарте не появилось; изменения вводились с учетом обеспечения обратной совместимости с устройствами, отвечающими исходному стандарту.
Дополнения IEEE 1394b (2002 год) в основном касаются повышения скорости и дальности передачи:
Совместимость с 1394 и 1394a обеспечивается «двуязычными» уровнями PHY, способными работать с разными методами сигнализации на своих разных портах. При этом возможно построение гибридной шины, состоящей из одного или нескольких «облаков» узлов с бета-сигнализацией, связанных друг с другом фрагментами с традиционной сигнализацией.
Проект стандарта P1394.1 относится к сетям, состоящим из нескольких шин IEEE 1394. Основа построения сети — двухпортовый мост, способный передавать трафик между соединяемыми шинами. При этом мост для процессов сброса и автоконфигурирования, прерывающих передачу полезного трафика на длительное время, изолирует шины друг от друга. Возможны и многопортовые мосты, которые с протокольной точки зрения являются комбинацией двухпортовых.
В основу IEEE 1394 положен протокол запросов-ответов архитектуры регистров управления и состояния для микрокомпьютерных шин, описанной в стандарте ISO/IEC 13213:1994 Control and Status Register Architecture for Microcomputer Busses (CSR-архитектура). Ревизия этого стандарта предполагается в проекте P1212r.
Ревизия касается возможностей бесконфликтного расширения форматов содержимого памяти конфигурации, а также регистров CSR. Планируется привести спецификацию CSR в соответствие с практикой ее использования.
К управлению энергопотреблением IEEE 1394 относится спецификация 1394 TA Power Spec, состоящая из трех частей: