link280 link281 link282 link283 link284 link285 link286 link287 link288 link289 link290 link291 link292 link293 link294 link295 link296 link297 link298 link299 link300 link301 link302 link303 link304 link305 link306 link307 link308 link309 link310 link311 link312 link313 link314 link315 link316 link317 link318 link319 link320 link321 link322 link323 link324 link325 link326 link327 link328 link329 link330 link331 link332 link333 link334 link335 link336 link337 link338 link339 link340 link341 link342 link343 link344 link345 link346 link347 link348 link349 link350 link351 link352 link353 link354 link355 link356 link357 link358 link359 link360 link361 link362 link363 link364 link365 link366 link367 link368 link369 link370 link371 link372 link373 link374 link375 link376 link377 link378 link379 link380 link381 link382 link383 link384 link385 link386 link387 link388 link389 link390 link391 link392 link393 link394 link395 link396 link397 link398 link399 link400 link401 link402 link403 link404 link405 link406 link407 link408 link409 link410 link411 link412 link413 link414 link415 link416 link417 link418 link419

PersCom — Компьютерная Энциклопедия Компьютерная Энциклопедия

Память. Верхний уровень

Принципы организации виртуальной памяти

Пространство линейных (виртуальных) адресов программы и диапазон физических адресов реально существующей памяти разбиваются на страницы (блоки, сегменты). Старшие адреса виртуального адреса определяют номер страницы, а младшие смещение на странице (см. рис.). Схема трансляции (проектор адресов), основанная на таблице страниц, обеспечивает загрузку новых и удаление старых страниц.

Термин линейный адрес подразумевает, что все адреса, используемые программой, расположены в едином одномерном (линейном) адресном пространстве, и каждый программный объект (элемент данных или команда программного кода) имеет свой уникальный адрес в этом пространстве. В противоположность этому, при использовании оверлейной структуры, один и тот же адрес может соответствовать нескольким объектам из разных модулей (оверлеев), загружаемых в одну область памяти в разные интервалы времени.

Рассмотрим организацию таблицы страниц и механизма замещения. Блоки памяти в рассматриваемом примере имеют одинаковую длину, но это не обязательно. Простейший вариант : размеры блоков (страниц) одинаковы, равны "2к"(2 в степени к) и выровнены по "2-к"(2 в степени к) границам адресов (см. рисунок ниже). Пусть физическая память имеет ограниченный размер "2к+3"(2 в степени к+3) и разбита на 8 страниц, а выполняемая программа содержит N страниц размером "=<2к"(меньше, либо равно 2 в степени к). Для установления соответствия операционная система формирует в системной области памяти таблицу страниц, которая содержит информацию о всех блоках выполняемой программы.

Схема виртуальной памяти на основе страниц

Запись для каждого блока содержит обычно следующие поля:

1) Место на внешнем носителе, где расположен блок. Туда ОС обращается, когда требуется загрузить данный блок в физическую память. При этой загрузке ОС должна выбрать свободную страницу физической памяти, загрузить туда страницу с диска, а затем заполнить в строке таблицы страниц два поля:

2) записать номер страницы физической памяти, куда записана страница, а также установить

3) "бит присутствия" БП, который говорит о том, что данная страница находится в ОЗУ , в соответствующей строке таблицы автоматически устанавливается

4) "бит изменения" БИ устанавливается, если при работе программы в данную страницу происходит запись, т.е. страница подвергается модификации. Этот бит будет использован, если данная страница удаляется из ОЗУ, поскольку на его место требуется поместить в память новую страницу. Старую страницу требуется сохранять на диске только в том случае, если бит изменения был установлен, (т.е. страница была изменена).

Обычно для записи информации о местоположении страницы на диске (номер блока/сектора) используется специальная таблица — карта диска. Рассмотрим более подробно, как работает виртуальная память. Линейный (виртуальный ) адрес состоит из двух частей: номера страницы и адреса внутри страницы. По номеру страницы выбирается строка таблицы страниц. Если бит присутствия установлен в "1", то страница в ОЗУ есть. Виртуальный номер страницы замещается реальным номером страницы в ОЗУ, взятым из строки таблицы. Происходит обращение к странице ОЗУ с учетом смещения. Если бит присутствия установлен в "0", то это значит данной страницы в ОЗУ нет. Происходит прерывание и загрузка нужной страницы с установкой бита присутствия в "1". Затем формируется реальный адрес и считывается/ записывается операнд. Загрузку страниц определяют три группы правил.