link140 link141 link142 link143 link144 link145 link146 link147 link148 link149 link150 link151 link152 link153 link154 link155 link156 link157 link158 link159 link160 link161 link162 link163 link164 link165 link166 link167 link168 link169 link170 link171 link172 link173 link174 link175 link176 link177 link178 link179 link180 link181 link182 link183 link184 link185 link186 link187 link188 link189 link190 link191 link192 link193 link194 link195 link196 link197 link198 link199 link200 link201 link202 link203 link204 link205 link206 link207 link208 link209 link210 link211 link212 link213 link214 link215 link216 link217 link218 link219 link220 link221 link222 link223 link224 link225 link226 link227 link228 link229 link230 link231 link232 link233 link234 link235 link236 link237 link238 link239 link240 link241 link242 link243 link244 link245 link246 link247 link248 link249 link250 link251 link252 link253 link254 link255 link256 link257 link258 link259 link260 link261 link262 link263 link264 link265 link266 link267 link268 link269 link270 link271 link272 link273 link274 link275 link276 link277 link278 link279

PersCom — Компьютерная Энциклопедия Компьютерная Энциклопедия

Память. Верхний уровень

Виртуальная память

Технология виртуализации касается разных сторон вычислительной системы. Это — разделение сервера на несколько виртуальных машин, каждая из которых способна выполнять собственную операционную систему и прикладную среду. Это — виртуализация внешних устройств. Наконец это — виртуализации памяти.

Виртуализация памяти (виртуальная память) — метод автоматического управления иерархической памятью, при котором программисту кажется, что он имеет дело с единой памятью большой емкости и высокого быстродействия. Нижний слой памяти может включать память на магнитных дисках, сеть и другие элементы.

Идея виртуальной памяти возникла из желания выполнять программы большего размера чем ОЗУ. Вначале стали использовать оверлейную структуру программ, когда большая программа разбивается на отдельные модули перекрытия — оверлеи (overlays). Первый модуль загружается в память и работает. Если ему нужен код или данные, содержащиеся в других модулях, то работающий модуль вызывает функции, загружающие другие модули. При этом программист сам должен отследить:

  1. вызов функций загрузки,
  2. передачу управления вновь загруженным модулям,
  3. контроль суммарного объема загруженных модулей (объем не должен превышать имеющегося объема памяти),
  4. размещение модулей в памяти, и другие подобные вопросы. Эта работа оказывается весьма трудоемкой.

При этом отметим, что, поскольку вновь загружаемые модули "ложатся" в память на место находившихся там ранее, то

  1. разные объекты программы, находящиеся в разных модулях, но попадающие в одно и то же место физической памяти получают одни и те же физические адреса;
  2. расходуется время на перезагрузку модулей;
  3. фрагментируется память, поскольку модули имеют разные размеры;
  4. для работы в другой конфигурации памяти требуется перекомпоновка программы.

Как альтернатива оверлейной структуре, возникла концепция виртуальной памяти (1961 г, Манчестер). Фактически используется та же идеология перезагрузки модулей — свопинг (swapping), однако замена осуществляется аппаратурой и операционной системой автоматически, без какого-либо участия программиста и незаметно для него (см. рисунок ниже).

При этом программист оперирует адресами в (линейном) виртуальном адресном пространстве задачи, размер которого не меньше размера программы (включающей как исполняемый код так и данные). Каждый объект программы в пространстве виртуальных адресов имеет уникальный адрес. Программа пишется в виртуальных адресах.

Схема организации виртуальной памяти