link560 link561 link562 link563 link564 link565 link566 link567 link568 link569 link570 link571 link572 link573 link574 link575 link576 link577 link578 link579 link580 link581 link582 link583 link584 link585 link586 link587 link588 link589 link590 link591 link592 link593 link594 link595 link596 link597 link598 link599 link600 link601 link602 link603 link604 link605 link606 link607 link608 link609 link610 link611 link612 link613 link614 link615 link616 link617 link618 link619 link620 link621 link622 link623 link624 link625 link626 link627 link628 link629 link630 link631 link632 link633 link634 link635 link636 link637 link638 link639 link640 link641 link642 link643 link644 link645 link646 link647 link648 link649 link650 link651 link652 link653 link654 link655 link656 link657 link658 link659 link660 link661 link662 link663 link664 link665 link666 link667 link668 link669 link670 link671 link672 link673 link674 link675 link676 link677 link678 link679 link680 link681 link682 link683 link684 link685 link686 link687 link688 link689 link690 link691 link692 link693 link694 link695 link696 link697 link698 link699

PersCom — Компьютерная Энциклопедия Компьютерная Энциклопедия

Кодирование символов

Группа способов кодирования, в которых разделена информация о яркости (интенсивности) и цвете


(Y,Cb,Cr): Y — luminosity яркость, Cb и Cr — доли синего и красного. Такие представления позволяют с разной точностью кодировать яркость (более точно, т.е. большим количеством битов на пиксел) и менее точно — цвет. Это разумно, так как глаз менее чувствителен к относительному изменению интенсивностей отдельных цветов и более чувствителен к суммарной интенсивности.

Y= 0.299R +0.587G +0.114B
Cb= 0.1687R -0.3313G +0.500B
Cr= 0.500R -0.4187G +0.0813B

Есть и другие способы кодирования, относящиеся к этой группе.

Способы и точность кодирования цвета для отображения

Способы и точность кодирования цвета имеет две взаимосвязанных стороны:

  1. Количество представляемых цветов.
  2. Как эти цвета выбраны во всем множестве цветов (в RGB- пространстве). Используются два способа:
  • непосредственное представление цветовых компонент;
  • представление с использованием таблицы цветов Color Look-Up Table (CLUT).

При непосредственном представлении цветов каждый пиксел изображения представлен элементом данных, включающим три битовых поля R, G, B. Каждое поле содержит число, характеризующее интенсивность одной цветовой компоненты. Код этой интенсивности непосредственно используется для управления яркостью луча при отображении на дисплее. Размеры полей nr, ng, nb определяют общее количество представимых цветов N=2n, где n=nr+ng+nb — количество битов на один пиксел.

При длине элемента данных, описывающего пиксел, равной одному байту (8 битов), длины цветовых полей R, G, B обычно составляют соответственно 3, 3 и 2 бита. При этом общее количество представимых цветов равно 28=256. Меньшее количество битов для интенсивности синего в данном и в следующем представлениях объясняется меньшей чувствительностью глаза к изменениям синего.

При длине элемента данных пиксела в два байта (16 или 15 битов) цветовые компоненты обычно имеют длины 6(R), 6(G) и 4(B) бита, или 5(R), 6(G) и 5(B), или 5(R), 5(G) и 5(B), или 4(R), 4(G) 4(B и 4(Атрибут), а общее количество представимых цветов равно 216=65536 либо 215=32768. Это представление называют HiColor.

При большей длине пиксела используют для каждой цветовой компоненты поле длиной в байт, при этом количество градаций по каждому цвету составляет 28=256, а общее количество представимых цветов равно 224=16777216 (около 16 миллионов). Это представление носит название True Color. Длина элемента данных, описывающего пиксел может составлять три, либо четыре байта, в последнем случае "лишний" байт используется для какой-либо дополнительной информации о пикселе.

При непосредственном представлении цветов точность представления цвета, набор и количество представимых цветов однозначно связаны. Это означает, например, что в формате "два байта на пиксел" 6(R), 6(G), 4(B) количество градаций красного mr и зеленого mg равно по 26=64, количество градаций синего mb равно 24=16, а общее количество представимых на одном изображении цветов равно mr*mg*mb=26*26*24=216=65536.

При использовании представления с таблицей цветов код пиксела не содержит информации об интенсивности цветовых компонент, а лишь указывает строку в таблице цветов (см. рисунок ниже).

Таблица цветов представляет собой память небольшого объема: m строк (называемых обычно регистрами), в каждой строке (регистре) nr + ng + nb битов. Обычно делают nr = ng = nb = n. В памяти (на диске, в массиве изображения в ОЗУ, в видеопамяти и т.п.) одному пикселу соответствует элемент данных длиной m битов (чаще всего один байт). При этом на изображении возможно одновременно отображать не более 2m цветов. Информация о цветовых компонентах этих цветов хранится в строках таблицы цветов. При этом "точность" задания цвета определяется длинами nr, ng, nb полей. Регистры таблицы цветов программно доступны, таким образом набор отображаемых цветов (палитру) можно в любой момент переопределить программно. Всего возможно задать 23n разных оттенков, однако в каждый данный момент отображаются только 2m из них.

Наиболее известная реализация системы с таблицей цветов — видеоадаптеры типа VGA. В них использована таблица размером 256 регистров х 3 * 6 бит/цвет. Одномоментно доступны 256 цветов из набора в 262144 цвета.