link700 link701 link702 link703 link704 link705 link706 link707 link708 link709 link710 link711 link712 link713 link714 link715 link716 link717 link718 link719 link720 link721 link722 link723 link724 link725 link726 link727 link728 link729 link730 link731 link732 link733 link734 link735 link736 link737 link738 link739 link740 link741 link742 link743 link744 link745 link746 link747 link748 link749 link750 link751 link752 link753 link754 link755 link756 link757 link758 link759 link760 link761 link762 link763 link764 link765 link766 link767 link768 link769 link770 link771 link772 link773 link774 link775 link776 link777 link778 link779 link780 link781 link782 link783 link784 link785 link786 link787 link788 link789 link790 link791 link792 link793 link794 link795 link796 link797 link798 link799 link800 link801 link802 link803 link804 link805 link806 link807 link808 link809 link810 link811 link812 link813 link814 link815 link816 link817 link818 link819 link820 link821 link822 link823 link824 link825 link826 link827 link828 link829 link830 link831 link832 link833 link834 link835 link836 link837 link838 link839

PersCom — Компьютерная Энциклопедия Компьютерная Энциклопедия

Базовая организация ЭВМ

Канальный цикл обмена данными

Типовая структура (временная диаграмма) канального цикла обмена данными изображена на рисунке. В ней можно выделить два этапа — этап передачи/декодирования адреса — фазу адреса (задаётся положение во времени строб адреса) и этап передачи данных — фазу данных (задаётся положением строба данных).

В приведённом примере шины адреса и данных — раздельные, адрес передаётся синхронно, в то время как передача данных производится асинхронно — длительность этапа передачи данных определяется задержкой снятия сигнала готовности.

Синхронный канал - время канального цикла постоянно, адрес/данные записываются синхронно со стробом. Обычно переключение сигналов шины происходит по импульсам тактовой частоты.

Асинхронный сигнал - время канального цикла зависит от приемного устройства, которое после записи данных вырабатывает сигнал готовности.

Арбитраж шин — при любой передаче по шине всегда имеется инициатор передачи или ведущее устройство и имеется приемник данных или ведомое устройство. Ведущее устройство захватывает шину и начинает формировать временную диаграмму её работы. Если несколько устройств претендуют на права ведущего, то должен быть механизм выбора одного их них. Этот механизм и называется арбитражем шин.

Арбитраж построен на основе нескольких положений:

- Каждому из претендентов на шину присваивается определённый уровень приоритета, который может оставаться неизменным (статистический приоритет) или изменяться по какому то алгоритму (динамический приоритет). Шина отдаётся устройству с наивысшим приоритетом.

- Может использоваться централизованная схема арбитража или децентрализованная. Центральный арбитр, находящийся, например, в контроллере шины, принимает запросы параллельно или последовательно от устройства и решает задачу предоставления шины. В децентрализованной схеме каждый ведущий может иметь контроллер шины и самостоятельно принимать решения о её захвате.

- Ограничение времени управления шиной. Вне зависимости от модели арбитража должно быть предусмотрено ограничение времени управления шиной. Может использоваться несколько вариантов. Например, алгоритм фиксированного кванта времени, который отводится каждому ведущему для захвата шины.