link140 link141 link142 link143 link144 link145 link146 link147 link148 link149 link150 link151 link152 link153 link154 link155 link156 link157 link158 link159 link160 link161 link162 link163 link164 link165 link166 link167 link168 link169 link170 link171 link172 link173 link174 link175 link176 link177 link178 link179 link180 link181 link182 link183 link184 link185 link186 link187 link188 link189 link190 link191 link192 link193 link194 link195 link196 link197 link198 link199 link200 link201 link202 link203 link204 link205 link206 link207 link208 link209 link210 link211 link212 link213 link214 link215 link216 link217 link218 link219 link220 link221 link222 link223 link224 link225 link226 link227 link228 link229 link230 link231 link232 link233 link234 link235 link236 link237 link238 link239 link240 link241 link242 link243 link244 link245 link246 link247 link248 link249 link250 link251 link252 link253 link254 link255 link256 link257 link258 link259 link260 link261 link262 link263 link264 link265 link266 link267 link268 link269 link270 link271 link272 link273 link274 link275 link276 link277 link278 link279

PersCom — Компьютерная Энциклопедия Компьютерная Энциклопедия

Устройства оптического хранения данных

Защита от копирования компакт-дисков

Возможность общедоступного копирования программных и музыкальных компактдисков привела к необходимости разработки надежных методов защиты. Методы защиты от копирования, используемые при записи программных и музыкальных компакт-дисков, различны, но конечный результат практически один и тот же — копии либо имеют более низкое качество воспроизводимого звука, либо работают некорректно. Например, защита от копирования музыкальных компакт-дисков зачастую приводит к появлению различных помех при воспроизведении звуковых файлов, а в критических случаях скопированные диски могут попросту не читаться в приводе ПК.

Существует несколько простых и более сложных схем защиты от копирования, используемых при записи дисков CD-DA. Одной из наиболее распространенных схем защиты цифровых музыкальных дисков является SafeAudio, разработанная компанией Macrovision. Специалисты Macrovision не распространяются о том, как работает эта схема. Известно только, что эта технология была куплена у компании TTR Technologies, причем приобретенные патенты содержат также подробное описание этой схемы. В соответствии с этими патентами при записи компакт-диска преднамеренно записываются также ошибочные данные определенного рода (пакеты помех), включаемые как в звуковые данные, так и в коды, обычно используемые для коррекции подобных ошибок. При чтении диска использование стандартных схем коррекции ошибок не приносит желаемого результата, поскольку во время воспроизведения звука образуются небольшие паузы.

При использовании стандартного проигрывателя звуковых компакт-дисков в подобной ситуации происходит автоматическое заполнение возникающих пауз с помощью аппаратных средств или соответствующего кода проигрывателя, который обрабатывает звуковые данные с обеих сторон паузы и интерполирует (предполагает) пропущенные значения. В ПК накопители на компакт-дисках могут выполнять те же операции, но интерполяция данных происходит только при воспроизведении компакт-дисков в режиме аудиопроигрывателя. Несмотря на это при “разрыве” данных интерполяция не выполняется, что происходит также при считывании звуковых данных, скопированных непосредственно на жесткий диск, компакт-диск или носители других типов. В этом случае незаполненные паузы будут воспроизводиться в виде довольно громких щелчков, хлопков или других неприятных звуков. Специалисты компаний TTR и Macrovision утверждают, что интерполяция данных, которая выполняется при воспроизведении дисков SafeAudio, совершенно не различается человеческим ухом. С этим утверждением согласны далеко не все. По отношению к любителям качественной музыки намеренное искажение звука или введение дополнительных помех является признаком недобросовестности.

Существует более жесткая система защиты, использование которой не только не позволяет копировать музыкальные диски на ПК, но и приводит к определенным проблемам при воспроизведении копий на аудиопроигрывателях. Основным недостатком этой системы является то, что пользователи лишены возможности создавать резервные копии музыкальных дисков, что разрешено законом.

При записи дисков с программным обеспечением используется несколько довольно похожих схем защиты от копирования. К числу наиболее распространенных относится схема SafeDisc, также разработанная компанией Macrovision. Технология SafeDisc, как и SafeAudio, была приобретена у другой компании, которой в данном случае является C-Dilla.

При использовании схемы SafeDisc вначале происходит шифрование записываемого программного обеспечения, после чего в программный код вводится дополнительная подпрограмма, используемая для поиска уникальной идентификационной сигнатуры (так называемого водяного знака). Водяные знаки вводятся в компакт-диск во время изготовления мастер-диска. При чтении компакт-диска программа идентификации считывает записанный водяной знак. При обнаружении соответствующего водяного знака происходит декодирование и последующее выполнение программы. В том случае, если водяной знак отсутствует, программа не загружается. Водяной знак не соответствует нормальным структурным данным, записанным на компакт-диске, поэтому CD-программаторы не могут его скопировать.

Основным требованием процесса идентификации является наличие оригинального компакт-диска в накопителе при каждом запуске программы. Обычно оригинальный диск требуется только при инсталляции программы, но иногда проверка диска осуществляется при каждой загрузке программы, несмотря на то что программа уже установлена на жестком диске. Подобное требование крайне неудобно, так как приходится использовать оригинальный установочный диск при каждом запуске программы.

Неугомонные пользователи разработали специальное программное обеспечение, которое позволяет “обмануть” подобную защиту. Основная задача программы состоит в том, чтобы убедить идентификационный код в существовании водяного знака. В некоторых случаях происходит считывание нужного кода из программы. В других программах используется тот или иной способ, позволяющий скопировать водяной знак, имеющийся на оригинальном компакт-диске. Как оказалось, существующие формы защиты от копирования довольно непрактичны и приносят больше неприятностей законному пользователю, чем злоумышленнику.

Управление цифровыми правами

Технология управления цифровыми правами (Digital Rights Management — DRM) пошла дальше обычной защиты от копирования, составив список допустимых действий с записанным компакт-диском или другим коммерческим носителем. К примеру, в применении к копированию музыки функция DRM, внедренная в звуковые дорожки, может ограничить возможность перезаписи определенным количеством раз, а также запретить воспроизведение композиции после заданной даты. То же самое относится и к количеству разрешенных перезаписей песни с одного компьютера на другой.

Встретить защиту DRM на музыкальных компакт-дисках можно достаточно редко (хотя она часто присутствует в файлах, загружаемых из Интернета). Одной из причин тому послужил громкий скандал, разразившийся в 2005 году.