PersCom — Компьютерная Энциклопедия Компьютерная Энциклопедия

Память. Нижний уровень

Ассоциативная память

Ассоциативная память

В ассоциативной памяти элементы выбираются не по адресу, а по содержимому. Поясним последнее понятие более подробно. Для памяти с адресной организацией было введено понятие минимальной адресуемой единицы (МАЕ) как порции данных, имеющей индивидуальный адрес. Введем аналогичное понятие для ассоциативной памяти, и будем эту минимальную единицу хранения в ассоциативной памяти называть строкой ассоциативной памяти (СтрАП). Каждая СтрАП содержит два поля: поле тега (англ. tag — ярлык, этикетка, признак) и поле данных. Запрос на чтение к ассоциативной памяти словами можно выразить следующим образом: выбрать строку (строки), у которой (у которых) тег равен заданному значению.

Особо отметим, что при таком запросе возможен один из трех результатов:

  1. имеется в точности одна строка с заданным тегом;
  2. имеется несколько строк с заданным тегом;
  3. нет ни одной строки с заданным тегом.

Поиск записи по признаку — это действие, типичное для обращений к базам данных, и поиск в базе зачастую чвляется ассоциативным поиском. Для выполнения такого поиска следует просмотреть все записи и сравнить заданный тег с тегом каждой записи. Это можно сделать и при использовании для хранения записей обычной адресуемой памяти (и понятно, что это потребует достаточно много времени — пропорционально количеству хранимых записей!). Об ассоциативной памяти говорят тогда, когда ассоциативная выборка данных из памяти поддержана аппаратно. При записи в ассоциативную память элемент данных помещается в СтрАП вместе с присущим этому элементу тегом. Для этого можно использовать любую свободную СтрАП. Рассмотрим разновидности структурной организации КЭШ-памяти или способы отображения оперативной памяти на КЭШ.

Полностью ассоциативный КЭШ

Схема полностью ассоциативного КЭШа представлена на рисунке (см. рисунок ниже).

Опишем алгоритм работы системы с КЭШ-памятью. В начале работы КЭШ-память пуста. При выполнении первой же команды во время выборки ее код, а также еще несколько соседних байтов программного кода, — будут перенесены (медленно) в одну из строк КЭШа, и одновременно старшая часть адреса будет записана в соответствующий тег. Так происходит заполнение КЭШ-строки.

Если следующие выборки возможны из этого участка, они будут сделаны уже из КЭШа (быстро) — "КЭШ-попадание". Если же окажется, что нужного элемента в КЭШе нет, — "КЭШ-промахом". В этом случае обращение происходит к ОЗУ (медленно), и при этом одновременно заполняется очередная КЭШ-строка.

Ассоциативная память

Схема полностью ассоциативной КЭШ-памяти

Обращение к КЭШу происходит следующим образом. После формирования исполнительного адреса его старшие биты, образующие тег, аппаратно (быстро) и одновременно сравниваются с тегами всех КЭШ-строк. При этом возможны только две ситуации из трех, перечисленных ранее: либо все сравнения дадут отрицательный результат (КЭШ-промах), либо положительный результат сравнения будет зафиксирован в точности для одной строки (КЭШ-попадание).

При считывании, если зафиксировано КЭШ-попадание, младшие разряды адреса определяют позицию в КЭШ-строке, начиная с которой следует выбирать байты, а тип операции определяет количество байтов. Очевидно, что если длина элемента данных превышает один байт, то возможны ситуации, когда этот элемент (частями) расположен в двух (или более) разных КЭШ-строках, тогда время на выборку такого элемента увеличится. Противодействовать этому можно, выравнивая операнды и команды по границам КЭШ-строк, что и учитывают при разработке оптимизирующих трансляторов или при ручной оптимизации кода.

Если произошел КЭШ-промах, а в КЭШе нет свободных строк, необходимо заменить одну строку КЭШа на другую строку.

Основная цель стратегии замещения — удерживать в КЭШ-памяти строки, к которым наиболее вероятны обращения в ближайшем будущем, и заменять строки, доступ к которым произойдет в более отдаленном времени или вообще не случится. Очевидно, что оптимальным будет алгоритм, который замещает ту строку, обращение к которой в будущем произойдет позже, чем к любой другой строке-КЭШ.

К сожалению, такое предсказание практически нереализуемо, и приходится привлекать алгоритмы, уступающие оптимальному. Вне зависимости от используемого алгоритма замещения, для достижения высокой скорости он должен быть реализован аппаратными средствами.

Среди множества возможных алгоритмов замещения наиболее распространенными являются четыре, рассматриваемые в порядке уменьшения их относительной эффективности. Любой из них может быть применен в полностью ассоциативном КЭШ.

Наиболее эффективным является алгоритм замещения на основе наиболее давнего использования (LRU — Least Recently Used), при котором замещается та строка КЭШ-памяти, к которой дольше всего не было обращения. Проводившиеся исследования показали, что алгоритм LRU, который "смотрит" назад, работает достаточно хорошо в сравнении с оптимальным алгоритмом, "смотрящим" вперед.

Наиболее известны два способа аппаратурной реализации этого алгоритма. В первом из них с каждой строкой КЭШ-памяти ассоциируют счетчик. К содержимому всех счетчиков через определенные интервалы времени добавляется единица. При обращении к строке ее счетчик обнуляется. Таким образом, наибольшее число будет в счетчике той строки, к которой дольше всего не было обращений и эта строка — первый кандидат на замещение.

Второй способ реализуется с помощью очереди, куда в порядке заполнения строк КЭШ-памяти заносятся ссылки на эти строки. При каждом обращении к строке ссылка на нее перемещается в конец очереди. В итоге первой в очереди каждый раз оказывается ссылка на строку, к которой дольше всего не было обращений. Именно эта строка прежде всего и заменяется.

Другой возможный алгоритм замещения — алгоритм, работающий по принципу "первый вошел, первый вышел" (FIFO — First In First Out). Здесь заменяется строка, дольше всего находившаяся в КЭШ-памяти. Алгоритм легко реализуется с помощью рассмотренной ранее очереди, с той лишь разницей, что после обращения к строке положение соответствующей ссылки в очереди не меняется.

Еще один алгоритм — замена наименее часто использовавшейся строки (LFU — Least Frequently Used). Заменяется та строка в КЭШ-памяти, к которой было меньше всего обращений. Принцип можно воплотить на практике, связав каждую строку со счетчиком обращений, к содержимому которого после каждого обращения добавляется единица. Главным претендентом на замещение является строка, счетчик которой содержит наименьшее число.

Простейший алгоритм — произвольный выбор строки для замены. Замещаемая строка выбирается случайным образом. Реализовано это может быть, например, с помощью счетчика, содержимое которого увеличивается на единицу с каждым тактовым импульсом, вне зависимости от того, имело место попадание или промах. Значение в счетчике определяет заменяемую строку.

Кроме тега и байтов данных в КЭШ-строке могут содержаться дополнительные служебные поля, среди которых в первую очередь следует отметить бит достоверности V (от valid — действительный имеющий силу) и бит модификации M (от modify — изменять, модифицировать). При заполнении очередной КЭШ-строки V устанавливается в состояние "достоверно", а M — в состояние "не модифицировано". В случае, если в ходе выполнения программы содержимое данной строки было изменено, переключается бит M, сигнализируя о том, что при замене данной строки ее содержимое следует переписать в ОЗУ. Если по каким-либо причинам произошло изменение копии элемента данной строки, хранимого в другом месте (например в ОЗУ), переключается бит V. При обращении к такой строке будет зафиксирован КЭШ-промах (несмотря на то, что тег совпадает), и обращение произойдет к основному ОЗУ. Кроме того, служебное поле может содержать биты, поддерживающие алгоритм LRU.

Оценка объема оборудования

Типовой объем КЭШ-памяти в современной системе — 8…1024 кбайт, а длина КЭШ-строки 4…32 байт. Дальнейшая оценка делается для значений объема КЭШа 256 кбайт и длины строки 32 байт, что характерно для систем с процессорами Pentium и PentiumPro. Длина тега при этом равна 27 бит, а количество строк в КЭШе составит 256К/ 32=8192. Именно столько цифровых компараторов 27 битных кодов потребуется для реализации вышеописанной структуры.

Приблизительная оценка затрат оборудования для построения цифрового компаратора дает значение 10 транз/бит, а общее количество транзисторов только в блоке компараторов будет равно:

10*27*8192 = 2 211 840,

что приблизительно в полтора раза меньше общего количества транзисторов на кристалле Pentium. Таким образом, ясно, что описанная структура полностью ассоциативной КЭШ-памяти (ассоциативная память) реализуема только при малом количестве строк в КЭШе, т.е. при малом объеме КЭШа (практически не более 32…64 строк). КЭШ большего объема строят по другой структуре.