Компоненты аудиосистемы

Звуковые карты для звукооператоров

Рейтинг:   / 0

Звукооператором можно назвать любого, кто создает собственные звуковые файлы. В эту категорию попадают и те, кто наговаривают в микрофон комментарии к созданному видеоряду, и профессиональные музыканты, создающие собственные звуковые дорожки. Каждому из них нужен звуковой адаптер, который реализует максимально возможную обработку звука, не возлагая дополнительную нагрузку на центральный процессор. В данном случае рекомендуются адаптеры, которые используют цифровую обработку сигнала (DSP) для сжатия и выполнения прочих задач. Музыкантам, определенно, потребуется адаптер, позволяющий записать максимально возможное количество каналов и синтезатор с волновой таблицей. В данном случае предпочтительнее те модели, которые допускают расширение массива памяти и поддерживают создание собственных волновых таблиц.

Многие звуковые карты, пригодные для заядлых игроков, подойдут и для звукооператоров; правда, к ним придется добавить поддержку соответствующих программ обработки звука, например Sound Forge. Такие карты должны быть оборудованы интерфейсом MIDI и разъемами для цифрового звука SPDIF. Адаптер Sound Blaster X-Fi Platinum содержит полный набор всех этих возможностей. Адаптер Creative Labs Audigy 2 NX и прочие устройства USB с поддержкой 24-разрядных (96 кГц) образцов звука также имеют указанные возможности и могут быть добавлены в любую систему посредством подключения к порту USB. 

Обладая частотой дискретизации записи звука 96 кГц и воспроизведения 192 кГц, эта карта имеет три режима настройки.

  • Режим создания. Этот режим идеален для творческого процесса записи и обработки музыки.
  • Игровой режим. Оптимизация реализма и производительности компьютерных игр.
  • Режим развлечений. Этот режим специально настроен для прослушивания музыки и просмотра видео.

Чтобы воспроизводить и редактировать звук из множества источников, нужен адаптер, содержащий несколько входов. Такими характеристиками обладают карты серий Delta и Audiophile от компании M-Audio, а также E-Mu и Professional от Creative Labs. Все эти карты обычно содержат дополнительный выносной блок.



Sitelinkx by eXtro-media.de

Драйверы звуковых плат

Рейтинг:   / 0

Как и для многих других компонентов ПК, программный драйвер обеспечивает связь между аудиоадаптером и программой или операционной системой. В Windows 9x/Me/2000/XP/Vista существует библиотека драйверов практически для всех аудиоадаптеров, представленных на рынке (поддержка аудиоадаптеров в Windows NT 4.0 реализована более чем скромно). Как правило, драйверы создаются производителем аудиоадаптеров и распространяются исключительно собственными силами Microsoft. Поставляемые с устройством драйверы могут быть более новыми, чем установленные в операционной системе. Традиционно наилучший способ получить самые “свежие” и совершенные драйверы — посетить сайт производителя аудиоадаптера. В то же время для Windows Me/2000/XP желательно использовать драйверы с цифровой подписью, сертифицированные в Microsoft Hardware Quality Labs. Подобные драйверы можно найти на сайте производителя или установить автоматически с помощью функции обновления Windows Update.

Старые звуковые адаптеры ISA Sound Blaster предлагали аппаратную поддержку игр для DOS. В то же время современные модели (такие, как семейства Sound Blaster Audigy и X-Fi) для обеспечения совместимости с Sound Blaster требуют дополнительной программной поддержки. Если для запуска старых игр используется среда виртуализации, можно создать и настроить виртуальный компьютер так, как будто он оснащен картой Sound Blaster, и уже сама среда возьмет на себя все заботы об обеспечении игры необходимой ей поддержкой звуковой системы.

Если игра “зависает” при попытке определить конфигурацию звукового адаптера, его параметры и настройки придется ввести вручную. Подобные случаи особенно свойственны аудиоадаптерам сторонних производителей, которые эмулируют интерфейс Sound Blaster. При возникновении проблем посетите сайт производителя звукового адаптера и поищите там их решения. 

Примечание!
Требования совместимости со стандартом Sound Blaster Pro предполагали обязательное наличие на звуковой плате стандартного 15-контактного игрового порта. К сожалению, с развитием компьютерных игр для Windows и заменой игрового порта портом USB данное требование более не обеспечивается.



Sitelinkx by eXtro-media.de

MIDI-cинтезаторы

Рейтинг:   / 0

Давным-давно при выборе звукового адаптера приходилось принимать сложное решение относительно того, нужна ли поддержка стереозвука. В настоящее время все выпускаемые платы являются стереофоническими, поддерживающими стандарт MIDI. Этот инструментарий позволяет воспроизводить сценарии звучания, используя стандартный набор синтезируемых тембров и фрагментов, хранимых в звуковой плате.

Стереофонические звуковые платы одновременно воспроизводят (и записывают) несколько сигналов от двух различных источников. Голос — это один звук, производимый аудиоадаптером. К примеру, в струнном квартете используются четыре голоса — по одному на каждый инструмент. С другой стороны, такой полифонический музыкальный инструмент, как пианино, требует для каждой ноты аккорда отдельного голоса. Следовательно, для точного воспроизведения игры пианиста понадобится 10 голосов — по одному на каждый палец. Чем больше параллельных голосов предусмотрено в адаптере, тем естественнее оказывается его звучание. Сегодня наилучшие аудиоадаптеры способны одновременно воспроизводить до 1024 голосов.

Первые звуковые адаптеры использовали синтезатор с частотной модуляцией для поддержки MIDI. Так, модель Yamaha OPL2 (YM33812) позволяла получить 11 голосов, в то время как OPL3 — 20 голосов и стереофоническое звучание. Для поддержки MIDI в большинстве современных звуковых систем используются заранее записанные звуковые схемы. Такие системы называются табличноволновыми адаптерами.

В таблично-волновых звуковых платах вместо синтезированных звуков, генерируемых микросхемой частотной модуляции, используются цифровые записи реальных инструментов и звуковых эффектов. Например, при воспроизведении таким аудиоадаптером звука трубы действительно слышится звук трубы, а не его имитация. Первые звуковые платы, поддерживающие эту функцию, содержали до 1 Мбайт звуковых фрагментов, хранящихся в микросхемах ПЗУ. Но в результате появления высокоскоростной шины PCI и увеличения объема оперативной памяти компьютеров в большинстве звуковых плат в настоящее время используется так называемый программируемый табличноволновой метод, позволяющий загружать в оперативную память компьютера 2–8 Мбайт коротких звуковых фрагментов различных музыкальных инструментов.

В первых компьютерных играх использовались цифровые аудиозаписи (поскольку звуковые адаптеры того времени практически не поддерживали MIDI-интерфейс). Начиная с игр для DOS, в частности DOOM, поддержка таблично-волнового MIDI-синтеза стала общепринятым стандартом большинства аудиоадаптеров середины 1990-х годов. В настоящее время звуковые системы в полной мере поддерживают таблично-волновой синтез, а улучшенные звуковые функции DirectX 8.x и выше сделали возможным использование MIDI для записи игровых фонограмм. На многих специализированных сайтах предлагаются инструкции по обновлению популярных игр для поддержки MIDI, что пригодится как любителям компьютерных игр, так и ценителям высококачественного звука.

Важнейшим фактором популярности MIDI является количество аппаратно реализуемых сигналов. Даже в наилучших звуковых адаптерах, таких как Sound Blaster X-Fi, аппаратно поддерживается только 128 сигналов; все остальные звуки, необходимые для воспроизведения MIDI-фонограммы, реализуются программно. Если звуковая плата поддерживает аппаратно только 32 сигнала MIDI или использует исключительно программный синтез, подумайте о приобретении новой модели. Приличная звуковая плата с поддержкой более чем 500 одновременных голосов и 64 аппаратных сигналов стоит менее полусотни долларов. 



Sitelinkx by eXtro-media.de

Сжатие данных

Рейтинг:   / 0

В большинстве плат качество звучания соответствует качеству компакт-дисков с частотой дискретизации 44,1 кГц. При такой частоте на каждую минуту звучания при записи даже обычного голоса расходуется около 11 Мбайт дискового пространства. Чтобы уменьшить размеры звуковых файлов, во многих платах используется сжатие данных. Например, в плате Sound Blaster ASP 16 оно осуществляется в реальном времени (непосредственно при записи) со степенью сжатия звука 2:1, 3:1 или 4:1.

Поскольку для хранения звукового сигнала необходим большой объем дискового пространства, в большинстве звуковых плат выполняется его сжатие методом адаптивной дифференциальной импульсно-кодовой модуляции (ADPCM), что позволяет сократить размер файла примерно в 4 раза. Посредством метода ADPCM 16-битовый линейный звуковой сигнал сжимается до 4 бит на каждый сигнал. Однако при этом ухудшается качество звука. Стандарта на ADPCM пока нет, хотя компании Apple и Microsoft внедряют поддержку IMAADPCM в свои продукты, правда, несколько по-разному. Форматы AIFF от Apple и WAV от Microsoft несовместимы, но существуют универсальные проигрыватели, способные воспроизводить звуковые файлы самых разнообразных форматов.

Во время установки звукового адаптера происходит инсталляция нескольких кодеков (программ, выполняющих компрессию и декомпрессию видеоданных и стереофонического звука). Наряду со многими другими программами устанавливается и одна из разновидностей ADPCM. Чтобы определить, какие программы аудиосжатия установлены в вашей системе, откройте окно

Панель управления и дважды щелкните на значке Мультимедиа в Windows 9x, Звуки и мультимедиа в Windows 2000 или Звуки и аудиоустройства в Windows XP. В Windows 9x перейдите во вкладку Устройства и щелкните на значке “+”, который находится рядом с элементом Программы аудиосжатия, чтобы открыть список установленных кодеков. Перечень звуковых кодеков и их свойств в Windows 2000/XP расположен в меню Оборудование. Все кодеки перечислены в порядке их приоритета, от высшего к низшему. При желании можно изменить приоритеты разных кодеков.

В Windows Vista найти информацию об установленных кодеках несколько сложнее. Для этого нужно запустить программу проигрывателя Windows Media, отобразить классическое меню и выбрать в нем пункт Справка - О программе Windows Media Player. В открывшемся окне нужно щелкнуть на ссылке Техническая поддержка, после чего прокрутить страницу вниз. Там вы найдете список установленных кодеков.

Если создается собственная звуковая дорожка для воспроизведения на другом компьютере, в обеих системах должен использоваться один и тот же кодек. Используемый кодек можно выбрать в программе звукозаписи. Следует заметить, что встроенная в Windows программа Звукозапись позволяет выбрать кодек только в версиях до Windows XP включительно. В системе Windows Vista выбрать кодек при записи в этой программе невозможно.

Однако наиболее популярным стандартным алгоритмом сжатия является MPEG (Motion Pictures Experts Group), с помощью которого можно упаковывать как звук, так и изображение. Он популярен в “некомпьютерной” сфере и применяется в DVD-проигрывателях. С помощью этого метода достигается степень сжатия 30:1 и даже выше. Популярный формат сжатия звуковых файлов MP3 использует схемы сжатия, аналогичные MPEG. Такие файлы могут воспроизводиться в проигрывателе Windows Media, а также в широком спектре других программ и устройств. 

Многофункциональные сигнальные процессоры

Во многих звуковых платах используются процессоры цифровой обработки сигналов (DSP). Благодаря им платы стали более “интеллектуальными” и освободили центральный процессор компьютера от выполнения таких трудоемких задач, как очистка сигналов от шума и сжатие данных в реальном времени. Чтобы улучшить качество звука аудиопотоков, можно программно обновить DSP. Благодаря широкому распространению аудиоадаптеров с высококачественными DSP, пользователь может осуществить программное обновление устройства, а не тратить время и силы на его физическую замену. Более подробная информация о процессорах DSP и их производителях приводится далее.

 

Добавление дополнительных функций без замены интегрированной звуковой микросхемы

Рейтинг:   / 0

Как правило, возможность замены платы аудиоадаптера доступна пользователям ПК, а вот растущее число владельцев портативных компьютеров остаются “не у дел”, если желают расширить функции интегрированной звуковой системы. Однако в настоящее время они получили возможность установки внешнего звукового процессора, подключенного к шине USB. Если вы планируете приобрести плату с интерфейсом USB, не забывайте о том, что, в отличие от модернизации обычной звуковой платы, в данном случае не придется отключать существующую интегрированную звуковую систему или вынимать уже установленную плату. Звуковые устройства с интерфейсом USB могут спокойно сосуществовать с уже установленными звуковыми платами. Как правило, по умолчанию используется устройство, подключенное последним; при необходимости для переключения устройств всегда можно обратиться к панели управления Windows.

Кроме того, внешние устройства просто незаменимы, если звуковая плата не поддерживает стандарты объемного звучания 5.1 и 7.1 и не может оцифровывать звук в режиме 24 бит (96 кГц); кроме того, на ней могут отсутствовать цифровые выходы. Основные характеристики современных звуковых плат с интерфейсом USB представлены в таблице ниже.

Передняя и задняя панели Sound Blaster Audigy 2 NX представлены на рисунке. 

Совет!
Прежде чем приобретать новую звуковую плату, в том числе с интерфейсом USB, необходимо изучить документацию к материнской плате, чтобы узнать, поддерживает ли интегрированная звуковая система многоканальный звук. Если системная плата поддерживает шестиканальный звук (5.1) и более сложные решения, но присутствуют только разъемы, соответствующие обычной стереосистеме (2.0/2.1), достаточно приобрести специальную заглушку с дополнительными разъемами (если она не входила в комплект поставки системной платы).

 



Sitelinkx by eXtro-media.de
Яндекс.Метрика