Материалы

Иерархия запоминающих устройств

Рейтинг:   / 38
ПлохоОтлично 

Память часто называют "узким местом" фон-Неймановских ВМ из-за ее серьезного отставания по быстродействию от процессоров, причем, разрыв этот неуклонно увеличивается. Так, если производительность процессоров возрастает вдвое примерно каждые 1,5 года, то для микросхем памяти прирост быстродействия не превышает 9% в год (удвоение за 10 лет), что выражается в увеличении разрыва в быстродействии между процессором и памятью приблизительна на 50% в год. При создании системы памяти постоянно приходится решать задачу обеспечения требуемой емкости и высокого быстродействия за приемлемую цену. Наиболее эффективным решением является создание иерархической памяти. Иерархическая память состоит из ЗУ различных типов (см. рисунок ниже), которые, в зависимости от характеристик, относят к определенному уровню иерархии. Более высокий уровень меньше по емкости, быстрее и имеет большую стоимость в пересчете на бит, чем более низкий уровень. Уровни иерархии взаимосвязаны: все данные на одном уровне могут быть также найдены на более низком уровне, и все данные на этом более низком уровне могут быть найдены на следующем нижележащем уровне и т. д.

Схема иерархической памяти

Четыре верхних уровня иерархии образуют внутреннюю память ЭВМ, а все нижние уровни - это внешняя или вторичная память. По мере движения вниз по иерархической структуре:

  1. Уменьшается соотношение "стоимость/бит".
  2. Возрастает емкость.
  3. Растет время доступа.
  4. Уменьшается частота обращения к памяти со стороны центрального процессора.

Если память организована в соответствии с пунктами 1 - 3, а характер размещения в ней данных и команд удовлетворяет пункту 4, иерархическая организация ведет к уменьшению общей стоимости при заданном уровне производительности.

Справедливость этого утверждения вытекает из принципа локальности по обращению. Если рассмотреть процесс выполнения большинства программ, то можно заметить, что с очень высокой вероятностью адрес очередной команды программы либо следует непосредственно за адресом, по которому была считана текущая команда, либо расположен вблизи него. Такое расположение адресов называется пространственной локальностью программы. Обрабатываемые данные, как правило, структурированы, и такие структуры обычно хранятся в последовательных ячейках памяти. Данная особенность программ называется пространственной локальностью данных. Кроме того, программы содержат множество небольших циклов и подпрограмм. Это означает, что небольшие наборы команд могут многократно повторяться в течение некоторого интервала времени, то есть имеет место временная локальность. Все три вида локальности объединяет понятие локальность по обращению. Принцип локальности часто облекают в численную форму и представляют в виде так называемого правила "90/ 10": 90% времени работы программы связано с доступом к 10% адресного пространства этой программы. Из свойства локальности вытекает, что программу разумно представить в виде последовательно обрабатываемых фрагментов. Помещая такие фрагменты в более быструю память, можно существенно снизить общие задержки на обращение, поскольку команды и данные, будучи один раз переданы из медленного ЗУ в быстрое, затем могут использоваться многократно и среднее время доступа к ним в этом случае определяется уже более быстрым ЗУ. На каждом уровне иерархии информация разбивается на блоки, которые и пересылаются между уровнями. При доступе к командам и данным, например, для их считывания, сначала производится поиск в памяти верхнего уровня. Факт обнаружения нужной информации называют попаданием (hit), в противном случае говорят о промахе (miss). При промахе производится поиск в ЗУ следующего, более низкого уровня, где также возможны попадание или промах. После обнаружении необходимой информации выполняется последовательная пересылка блока, содержащего искомую информацию, с нижних уровней на верхние. Следует отметить, что, независимо от числа уровней иерархии, пересылка информации может осуществляться только между двумя соседними уровнями. При оценке эффективности подобной организации памяти обычно используют следующие характеристики:

  • коэффициент попаданий (hit rate) - отношение числа обращений к памяти, при которых произошло попадание, к общему числу обращений к ЗУ данного уровня иерархии;
  • коэффициент промахов (miss rate) - отношение числа обращений к памяти, при которых имел место промах, к общему числу обращений к ЗУ данного уровня иерархии;
  • время обращения при попадании (hit time) - время, необходимое для поиска нужной информации в памяти верхнего уровня, плюс время на фактическое считывание данных;
  • потери на промах (miss penalty) - время, требуемое для замены блока в памяти более высокого уровня на блок с нужными данными, расположенный в ЗУ следующего (более низкого) уровня.

Описание некоторого уровня иерархии ЗУ предполагает конкретизацию четырех моментов:

  • размещения блока - допустимого места расположения блока на примыкающем сверху уровне иерархии;
  • идентификации блока - способа нахождения блока;
  • замещения блока - выбора блока, заменяемого при промахе с целью освобождения места для нового блока;
  • согласования копий (когерентность данных) - обеспечения согласованности копий одних и тех же блоков, расположенных на разных уровнях.
Яндекс.Метрика